В Киргизии обсуждают нюансы повторного введения обязательного техосмотра для авто в связи со стандартами для стран-членов ЕАЭС, а так же ухудшением экологической обстановки в столице и аварийной ситуации на дорогах по республике. Одним из наиболее обсуждаемых является вопрос: какое ведомство займется его проведением и контролем того, чтобы авто, имеющие повреждения и являющиеся источником повышенной опасности, не оказывались на трассах.
До того, как в 2012 году президент Алмазбек Атамбаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «Общий технический регламент КР по безопасности наземных транспортных средств», принятый парламентом, который отменил обязательное прохождение технического осмотра транспортных средств и автомобилей, данными вопросами занимались в ГУБДД МВД КР. Однако нардепы в 2012 году решили, что функции по проведению техосмотра транспорта, выдаче талона о прохождении техосмотра и контролю за выполнением законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения не должны пересекаться. Кроме того, они полагали, что вывод из обязательного техосмотра тысяч авто киргизстанцев поможет сокращению коррупции в МВД. Однако согласно Закону «О дорожном движении в КР», обязательный регулярный техосмотр остался за рядом категорий автотранспорта. В частности, за авто, используемыми в предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (в том числе бусики и такси), грузов, опасных грузов, нефтепродуктов. Требовался он и специализированным средствам передвижения - в эту группу вошли грузовые авто, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ), специальные и специализированные транспортные средства ( кареты скорой помощи, пожарные машины и.т.д.) Обязательный техосмотр они проходили в специальных диагностических центрах по цене от 500 сом и выше в зависимости от типа авто. К слову, в этих центрах водители легковушек так же могли пройти техосмотр и диагностировать свои автопроблемы. Однако теперь Ассоциации центров технического осмотра автотранспортных средств КР может поубавиться работы : предлагается вновь вернуть функции техосмотра МВД.
В частности, этого решения придерживается депутат Зарылбек Рысалиев.
- За техосмотр легковой автомашины в ГУБДД брали 25 сомов, за техосмотр грузовой и такси – 40 сомов. Все эти средства шли в госбюджет. Однако, после того, как техосмотр перешел в руки частного сектора, то с легковых автомашин стали брать 600 сомов, в грузовых и такси – 1 тыс. сомов, но ни сома не идет в госбюджет. Все идет в частный карман. Наверное, все скажут, что бывший МВДшник тянет все к МВД. Но я предлагаю вернуть техосмотр в ведение МВД, - отметил он на заседании фракции «Республика – Ата-Журт». - МВД все время называют коррумпированным. Но когда техосмотр проводило МВД, средства поступали в бюджет. Сейчас, к примеру, в Кок-Жаре есть пункт техосмотра. Снимите хронометраж, сколько грузовых машин, КАМАЗов, HOWO и маршрутных такси к ним приезжает. Никто не приезжает. Там и следов от машин-то нет. Там работают посредники. Собирают права, отвозят, отдают деньги и все.
К слову, о том, что деятельность частников в этом вопросе потерпела фиаско, говорит и следующий факт. Сотрудники Государственной инспекции по экологической и технической безопасности и Управления по обеспечению безопасности дорожного движения ГУВД на уходящей неделе проверили ряд маршруток на наличие талонов техосмотра и на превышение допустимых норм выброса вредных вещества в атмосферу. И оказалось, что многие бусики либо имеют неустраненные нарушения, выявленные при техосмотре, либо не имеют талона о его прохождении вовсе. Либо, несмотря на явные нарушения в виде коррозии или превышения выделяемых загрязняющих веществ при выхлопе, не имеют в талоне никаких замечаний.
Однако и в парламенте, и в правительстве пока не говорят об однозначном решении в этом вопросе. Как и о времени введения обязательного техосмотра по требованиям ЕАЭС.
Комментарии